Версия для слабовидящих
Знания-сила!
  1_sentjabrja_1

 

 

 

Новости
Опросы
Нравится ли вам наш новый сайт ?

Да
Нет
Не знаю
Не уверен

Психолог советует

Как вести себя при терроризме. Советы психолога

Постканикулярный синдром

Подходят к концу летние каникулы – время весёлое и беззаботное. Родители уже столкнулись с ежегодными хлопотами, связанными с подготовкой к новому учебному году: куплены новая форма, портфель, тетради. Но совсем немногие семьи обращают внимание на другой аспект подготовки к школьным будням – психологический.

Срыв режима дня, длительное умственное расслабление могут создать детям серьезные трудности после каникул. Даже очень заботливые родители не всегда способны оказать ребенку помощь, чтобы преодолеть их.

Резкое повышение психических и физических энергозатрат из-за неготовности организма к новому ритму, рассеянность внимания и несобранность, появление постоянной гонки и загруженности приводят к возникновению стресса, который создается ситуацией ограничения времени и переутомлением.  Все эти проявления можно объединить одним термином – постканикулярный синдром.

Признаки и проявления постканикулярного синдрома:

– изменяется эмоциональное состояние и поведение школьника;
– нарушается дисциплина в школе;
– появляются конфликты с учителями и одноклассниками;
– прослеживается чрезмерное возбуждение, дерзость и агрессивность (особенно у будущих выпускников начальной школы);
– наблюдается заторможенность, чувство страха.

На каникулах очень важно дать школьнику как следует отдохнуть, расслабиться, но чем раньше родители начнут возвращать его к необходимому режиму работы и отдыха, тем легче ребёнку будет адаптироваться к учебной деятельности после каникул.

Для многих школьников постканикулярный синдром может надолго затянуться. В группе риска учащиеся, интеллектуальное развитие которых вполне соответствует требованиям школы, но физически или психически (либо то и другое вместе) ещё незрелы, и поэтому выдержать учебные нагрузки им в таком состоянии очень сложно.

Для мягкой адаптации к школьному обучению и быстрому преодолению описанного синдрома мы рекомендуем воспользоваться памяткой.  Для учеников начальной школы отличной тренировкой станут 10 несложных заданий. Выполняя их, ученик сможет преодолеть постканикулярный  синдром.

Уважаемые родители! Напоминаем Вам о том, что специалисты социально-психологической службы готовы оказать Вам консультационную помощь в вопросах обучения и воспитания.

 

рисМИРИСЬ, МИРИСЬ
И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ

 

Понятие агрессии и причины её проявления

в детском возрасте

 

Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетания «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». Сегодня мы рассмотрим одну из форм проявления отклоняющегося поведения – агрессию.

Дать полное определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Стоит лишь отметить, что различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности  и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, неспособного постоять за себя. И то и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

Первый тип агрессивности желателен, а иногда и необходим для выживан ия и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

Физическую -  проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы);

Вербальную – выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);

Косвенную – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников);

Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в других случаях агрессия может быть направлена на самого себя – аутоагрессия – она выражается в нанесении себе вреда – обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании.

 Часто причиной детской агрессивности является семья, агрессивное поведение её членов в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что  ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает её у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит не к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения:  дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.

Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых  - безразличие,  устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка.  Преодолению агрессивности помогает расположение – готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Но лучшим гарантом  хорошего самообладания и адекватного поведения детей  является умение взрослых владеть собой. К сожалению, многие родители и сами не научились управлять собственным гневом. Вследствие этого их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

Уважаемые родители, представляем вашему вниманию некоторые правила поведения, когда вы огорчены или разгневаны: 1. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться: отложите обсуждение с ребенком его поведения, отложите или отмените совместные дела (если это, конечно, возможно); намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений; по возможности выйдите в другую комнату или помещение; используйте технику глубокого дыхания: три коротких вдоха и один длинный выдох. 2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии: «Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» и т.п.      3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением поможет вашему ребенку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях: старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения; посчитайте до 10; напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко; разорвите или сомните бумагу, старую газету; потопайте ногами, побейте подушку. Сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить: примите теплую ванну, душ, выпейте мелкими глотками воды,  позвоните друзьям, просто расслабьтесь, лежа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чем-то хорошем!

         Главное, помните, что поведение вашего ребенка – это полная модель вашего поведения!

Терпения вам!

Как воспитывать ребёнка, чтобы не навредить ему?

План социально-психологического сопровождения детей, с ограниченными возможностями здоровья на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения младших школьников

Психолог советует

Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников

 

Поколение гаджетов.

Компьютерная зависимость у подростка:

как распознать и как предупредить?

Советы психолога родителям первоклассников

Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Учение - это нелегкий труд.

5. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться - это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

7. Безусловно, принимайте ребёнка - любите его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

9. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно решить наедине.

11. Обнимайте ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Когда вы обнимаете ребенка, он чувствует себя защищенным и любимым.

12. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

Быть родителем - особое искусство.

Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.

 

ПЕРВЫЙ КЛАСС - ЭТО СЕРЬЕЗНО

Советы психолога

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС!

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

  • Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания
  • Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед
  • Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности
  • В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени
  • Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах
  • Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

                             ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

Вчера лишь тебе говорили - малыш,

Порой называли - проказник.

Сегодня уже ты за партой сидишь,

Зовут тебя все - Первоклассник!

Серьезен. Старателен.

Впрямь - ученик! Букварь.

За страницей - страница.

А сколько вокруг

Замечательных книг...

Великое дело - учиться!..

Р.Фархади

 

РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

В жизни каждой семьи однажды наступает радостный и вместе с тем волнительный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс.

И конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает целый ряд вопросов: что такое "готовность к школе"? Как и когда, начинать готовить ребенка к школе? Какую школу выбрать?

Давайте, остановимся на этих вопросах и попытаемся получить на них краткие ответы.

ЧТО ТАКОЕ "ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"?

В понятии "готовность к обучению е школе" выделяют три взаимосвязанных компонента:        

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - оценкой этого компонента, как правило, занимаются медицинские работники, которые осуществляют проверку по трем основным критериям:

  • физическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки;
  • биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту;
  • комплексная оценка состояния здоровья - распределение детей по  пяти "группам здоровья" (начиная от детей без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, заканчивая детьми, имеющими существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе).

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ИЛИ ЛИЧНОСТНАЯ  ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обуславливает сама ситуация обучения в школе. Известно, что в момент поступления в школу ребенок   попадает   в   новые   социальные  условия   и   постепенно   начинает занимать   новую   общественную   роль   "Я   -   ученик".  

Смена   обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком "Кризиса 7-ми лет". Как он проявляется?

Дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; мы, как будто, не узнаем наших   "послушных"  малышей;   в  поведении  ребенка  проявляется  много негативизма,  упрямства,   строптивости,   своеволия,  ревности,   грубости  по отношению к взрослым; или совсем наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками и драчунами в период кризиса могут стать тихими  и незаметными.

Как помочь ребенку преодолеть кризис 7-ми лет?         

Прежде всего, помните, что кризисы - это явления временные, они проходят, их просто нужно пережить. Вспомните себя, когда у вас ничего не получается, все валится из рук и, конечно, вам не хочется, чтобы в эти моменты близкие вас ругали или в чем-то обвиняли.

Ребенок - такой же человек, только маленький! Не спешите ругать его, или указывать на ошибки и неудачи, постарайтесь спокойно выяснить причину, помогите ребенку отдохнуть от произошедшей неудачи. Например, можно вместе пойти погулять или поиграть во что-нибудь, можно притвориться сказочным героем, который пришел на помощь, или просто приласкать и взбодрить своего любимого сына или дочку.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.

В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие:

  • уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти),
  • уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки),
  • уровень развития связной речи,
  • эмоционально-волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, и т.п.).

Важно знать и помнить, что окончательно психологическая готовность ребенка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения.

 

Что такое компьютерная зависимость?

 Во-первых, под общим термином «компьютерная зависимость», мы обычно объединяем такие виды зависимости, как: ●сетеголизм (зависимость от Интернета, и в частности от социальных сетей);

киберрадиация (зависимость от компьютерных игр).

Во-вторых, обозначим, что компьютерная зависимость - это специфический вид эмоциональной зависимости, обычно связанной с конкретными людьми. В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным посредником между человеком и внешним миром, основным источником общения. Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение —один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности. Возникает вопрос: разве это плохо, что с помощью компьютера человек получил возможность быстро находить и передавать любую информацию? Что появилось больше возможностей для взаимодействия и эмоционального контакта с людьми, находящимися в разных уголках мира? Что человек может включиться практически в любую деятельность независимо от своих интеллектуальных или физических возможностей? Конечно, все это хорошо. Вопрос лишь в объеме такого рода общения в жизни человека и в том, есть ли у него другие способы удовлетворения своих потребностей и самореализации.

 Стадии формирования отношения к компьютеру:

1. Интерес. У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно.

2. Увлеченность. Сколько тут всего интересного! Мне нравится. Я с удовольствием провожу время с компьютером.

3. Зависимость. Только в Интернете я могу это сделать, я могу себя так чувствовать, я могу быть таким.

4. Привязанность (стадия угасания). Да, хорошо, что у меня есть компьютер. Без него мне будет неудобно, некомфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи.

При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным этапом в жизни подростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро подросток переключается на другие сферы своей жизни, где компьютер — важная, но всего лишь одна из многих. Но так происходит не всегда. И тогда подросток останавливается на стадии зависимости.

 Признаки компьютерной зависимости:

 ● Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.

● Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.

● Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.

●Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.

● Снижение успеваемости.

● Отказ от выполнения домашних обязанностей.

● Нарушение сна, ухудшение самочувствия.

● Проведение ночи за компьютером.

● Злоупотребление кофе, энергетиками.

● Пренебрежение личной гигиеной.

● Еда за компьютером или забывание о еде.

Если вы наблюдаете два-три признака и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться. А вот если признаков больше и проявляются они регулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности если подросток пренебрегает базовыми потребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).

 Что делать?

 Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать

три основных шага:

1. Провести анализ игр, интернет-ресурсов, которые увлекают ребенка. Сыграть в них хотя бы раз. (Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)

2. Провести анализ своей семейной ситуации. (Что заставляет ребенка испытывать трудности в удовлетворении этих потребностей? Какие у ребенка были интересы в более раннем возрасте?)

3. Сделать шаг навстречу ребенку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)

 

 

Территория

TEENS

 рис 1

 

 

- так будут называться наши интересные

страницы для вас, дорогие подростки.

 

Первый выпуск «Территории TEENS» мы посвятим ОБЩЕНИЮ. Общение является неотъемлемой частью нашей жизни. При наличии общения мы можем говорить о том, что наша жизнь является полноценной. А для подростка общение — один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности. Общение состоит из трех компонентов: коммуникация – непосредственный процесс передачи информации; взаимодействие  между участниками общения; и перцепция – восприятие участниками общения друг друга и эмоциональное отношение друг к другу.

Для того чтобы общение приносило удовольствие и пользу, мы рекомендуем тебе выполнять следующие правила:

• Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

• Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

• Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

• Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее.

• Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен.

• Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

• Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

• Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь

 интересным — это притягивает.

• Если ты теряешь друга, подумай, может быть,  вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь.  Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь!

Главное, помни, что каждый человек имеет право:

1 …просить о помощи и эмоциональной поддержки.

2 …протестовать против несправедливого  обращения или неконструктивной критики.

3 …совершать ошибки и брать ответственность за  их исправление.

4 …побыть одному, даже если другим хочется   Вашего общения.

5 …уважать свои чувства и чувства других людей.

 Желаем тебе приятного общения!

 Как "заразить" ребёнка чтением?

 Forward