Версия для слабовидящих
Знания-сила!
  1_sentjabrja_1



Новости
Опросы
Нравится ли вам наш новый сайт ?

Да
Нет
Не знаю
Не уверен

Психолог советует

рисМИРИСЬ, МИРИСЬ
И БОЛЬШЕ НЕ ДЕРИСЬ

 

Понятие агрессии и причины её проявления

в детском возрасте

 

Термин «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетания «трудный ребенок», «ненормальное поведение», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение». Сегодня мы рассмотрим одну из форм проявления отклоняющегося поведения – агрессию.

Дать полное определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Стоит лишь отметить, что различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности  и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, неспособного постоять за себя. И то и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.

Первый тип агрессивности желателен, а иногда и необходим для выживан ия и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

Физическую -  проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы);

Вербальную – выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);

Косвенную – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников);

Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в других случаях агрессия может быть направлена на самого себя – аутоагрессия – она выражается в нанесении себе вреда – обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании.

 Часто причиной детской агрессивности является семья, агрессивное поведение её членов в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что  ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает её у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит не к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения:  дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.

Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых  - безразличие,  устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка.  Преодолению агрессивности помогает расположение – готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Но лучшим гарантом  хорошего самообладания и адекватного поведения детей  является умение взрослых владеть собой. К сожалению, многие родители и сами не научились управлять собственным гневом. Вследствие этого их дети вряд ли когда-либо в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.

Уважаемые родители, представляем вашему вниманию некоторые правила поведения, когда вы огорчены или разгневаны: 1. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться: отложите обсуждение с ребенком его поведения, отложите или отмените совместные дела (если это, конечно, возможно); намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений; по возможности выйдите в другую комнату или помещение; используйте технику глубокого дыхания: три коротких вдоха и один длинный выдох. 2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии: «Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» и т.п.      3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением поможет вашему ребенку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях: старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения; посчитайте до 10; напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко; разорвите или сомните бумагу, старую газету; потопайте ногами, побейте подушку. Сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить: примите теплую ванну, душ, выпейте мелкими глотками воды,  позвоните друзьям, просто расслабьтесь, лежа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чем-то хорошем!

         Главное, помните, что поведение вашего ребенка – это полная модель вашего поведения!

 

Терпения вам!

 

Поколение гаджетов.

Компьютерная зависимость у подростка:

как распознать и как предупредить?

 

 

Информационные технологии стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни. Это для нас, взрослого поколения, они еще по привычке называются новейшими технологиями. А для наших детей это уже обыденная нормальная составляющая жизни. И это здорово! Это сильно упростило как жизнь в целом, так и ее отдельные составляющие. Это существенно расширило возможности, в том числе и обучения. Однако не все изменения нашей жизни, привнесенные информационными технологиями, носят позитивный характер. Попробуем разобраться с тем, что является нормой увлеченности компьютером, а что уже признаками зависимости. Как диагностировать компьютерную зависимость? Как ее предупредить? И какие меры предпринять, если все же негативные признаки уже есть?

 

Что такое компьютерная зависимость?

 

Во-первых, под общим термином «компьютерная зависимость», мы обычно объединяем такие виды зависимости, как: ●сетеголизм (зависимость от Интернета, и в частности от социальных сетей);

киберрадиация (зависимость от компьютерных игр).

Во-вторых, обозначим, что компьютерная зависимость - это специфический вид эмоциональной зависимости, обычно связанной с конкретными людьми. В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным посредником между человеком и внешним миром, основным источником общения. Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение —один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности. Возникает вопрос: разве это плохо, что с помощью компьютера человек получил возможность быстро находить и передавать любую информацию? Что появилось больше возможностей для взаимодействия и эмоционального контакта с людьми, находящимися в разных уголках мира? Что человек может включиться практически в любую деятельность независимо от своих интеллектуальных или физических возможностей? Конечно, все это хорошо. Вопрос лишь в объеме такого рода общения в жизни человека и в том, есть ли у него другие способы удовлетворения своих потребностей и самореализации.

 

Стадии формирования отношения к компьютеру:


1. Интерес. У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно.

2. Увлеченность. Сколько тут всего интересного! Мне нравится. Я с удовольствием провожу время с компьютером.

3. Зависимость. Только в Интернете я могу это сделать, я могу себя так чувствовать, я могу быть таким.

4. Привязанность (стадия угасания). Да, хорошо, что у меня есть компьютер. Без него мне будет неудобно, некомфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи.

При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным этапом в жизни подростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро подросток переключается на другие сферы своей жизни, где компьютер — важная, но всего лишь одна из многих. Но так происходит не всегда. И тогда подросток останавливается на стадии зависимости.

 

Признаки компьютерной зависимости:

 

● Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.

● Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.

● Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.

●Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.

● Снижение успеваемости.

● Отказ от выполнения домашних обязанностей.

● Нарушение сна, ухудшение самочувствия.

● Проведение ночи за компьютером.

● Злоупотребление кофе, энергетиками.

● Пренебрежение личной гигиеной.

● Еда за компьютером или забывание о еде.

Если вы наблюдаете два-три признака и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться. А вот если признаков больше и проявляются они регулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности если подросток пренебрегает базовыми потребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).

 

Что делать?

 

Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать

три основных шага:

1. Провести анализ игр, интернет-ресурсов, которые увлекают ребенка. Сыграть в них хотя бы раз. (Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)

2. Провести анализ своей семейной ситуации. (Что заставляет ребенка испытывать трудности в удовлетворении этих потребностей? Какие у ребенка были интересы в более раннем возрасте?)

3. Сделать шаг навстречу ребенку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)

 

 

Территория

TEENS

 
 рис 1

 

 

- так будут называться наши интересные

страницы для вас, дорогие подростки.

 

Первый выпуск «Территории TEENS» мы посвятим ОБЩЕНИЮ. Общение является неотъемлемой частью нашей жизни. При наличии общения мы можем говорить о том, что наша жизнь является полноценной. А для подростка общение — один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности. Общение состоит из трех компонентов: коммуникация – непосредственный процесс передачи информации; взаимодействие  между участниками общения; и перцепция – восприятие участниками общения друг друга и эмоциональное отношение друг к другу.

Для того чтобы общение приносило удовольствие и пользу, мы рекомендуем тебе выполнять следующие правила:

• Узнай лучше самого себя. Найди в себе интересные качества — это поможет привлечь к себе сверстников и сохранить объективное суждение о других людях.

• Развивай в себе чувствительность и внимание к внутреннему миру другого человека. Старайся при разговоре задавать вопросы, которые интересовали бы твоего собеседника.

• Помни, каждый достоин уважения, так как он — человек. Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

• Проявляй чаще интерес к другому человеку. Научись находить в нем хорошее.

• Не замечай мелкие недостатки товарища. Ты же тоже их не лишен.

• Развивай умение понимать юмор. Старайся отшучиваться, если кто-то иронизирует по поводу твоей внешности или успеваемости.

• Умей выслушать товарища, учись вести диалог, а не говорить монологи.

• Учись мыслить творчески, занимайся чем-нибудь

 интересным — это притягивает.

• Если ты теряешь друга, подумай, может быть,  вы оба изменились, выросли, поэтому и расстаетесь.  Всегда можно найти новых друзей. Только настоящие друзья останутся с тобой на всю жизнь!

Главное, помни, что каждый человек имеет право:

1 …просить о помощи и эмоциональной поддержки.

2 …протестовать против несправедливого  обращения или неконструктивной критики.

3 …совершать ошибки и брать ответственность за  их исправление.

4 …побыть одному, даже если другим хочется   Вашего общения.

5 …уважать свои чувства и чувства других людей.

 

Желаем тебе приятного общения!

 

 

 

 Как "заразить" ребёнка чтением?

 Forward