Версия для слабовидящих
Знания-сила!
  1_sentjabrja_1



Новости
Опросы
Нравится ли вам наш новый сайт ?

Да
Нет
Не знаю
Не уверен

Немного из истории школы

 

  11.png

 1909 год. Школа в Мильково, крыта корой.

 

 

 

Примерно в 1878 году при церкви в Мильково была открыта церковноприходская школа. Точная дата рождения школы пока неизвестна. По одним данным, эта школа была построена в 1906 году, по другим - в 1870. Все затраты на её содержание несли местные жители. Они ремонтировали школу, заготавливали для неё дрова, оплачивали труд учителя. Первыми учителями были «едва грамотный псаломщик, старичок Яким Фёдорович и Иван Васильевич Толман. Они учили молодежь Закону божьему да кое-какой грамоте. В школе обучались 20 мальчиков и 7 девочек (по данным 1905 года). Для строительства школы использовались церковные средства - 1500 рублей. При школе была квартира для учителя - «деревянный дом, крытый деревом, длиной 9 аршин (6,4 м), шириной 8,5 аршин (6 м), высотой в аршин (5,7 м), имеет одну кирпичную печь, прочная, имеет дверей входных - 2, окон - 4. Стоимость здания - 200 рублей».

 12_3.jpg

Позднее учительствовал Григорий Емельянович Рыжук.

В 1959 году он прислал письмо со своими воспоминаниями о школе:

«Я приехал на Камчатку в 1912 году. В полночь 14 октября наш пароход «Стандарт» причалил у пристани Петропавловска.

Город был погружён во тьму, лишь у магазина тускло мерцали два керосиновых фонаря, и на приветственный гудок парохода откликнулись сотни ездовых собак - тогдашний городской транспорт. При выходе утром в город в глаза бросилось большое число бродивших без дела чиновников. А спустя 17 суток трудного пути на тех же собаках я был в гостях у Мильковского старосты Е.Я.Михайлова. Первым же делом отправился в школу. Она тогда обслуживала весь приход - от Ганал до Толбачика. Учителей не хватало, да и те, что работали, старались бывать здесь пореже, поэтому понятно, что, когда я вошёл в школу, она мало чем напоминала учебное заведение. Ученики, привыкшие к самостоятельности, занимались кому чем вздумается, только не учением.

Родители моих учеников жили в ужасных условиях. Главным была охота. За пушнину скупщики доставляли сюда шелка, конфеты, водку. А вот муки не было совсем. Ни о каком враче тогда не могло быть и речи, так что мне приходилось и учить, и лечить.

Во время пребывания на Камчатке я вёл дневники, которые, к сожалению, погибли во время войны. Изучал камчатскую природу. Вывез около тысячи фотографий, сохранившиеся рассылаю сейчас в места, где они были сделаны. Два снимка высылаю и вам. Помню некоторых учеников, которые посетили обитель летом текущего года. Это была самая счастливая встреча старика - учителя со своими учениками...».

В этой школе по данным 1905 года обучалось 20 мальчиков и 7 девочек. До 1933 года существовала только начальная школа. В 1939 году школа переименована в среднюю.

istoriya-3.jpg

1947 год: средняя школа размещалась в длинном деревянном здании на берегу реки Антоновка. В школе насчитывалось 240 учеников. Педагогический коллектив состоял из 18 учителей.

В далёком 1935 году на Камчатку в Мильковский район по направлению   облОНО прибыло 18 учителей, а в Мильково осталось 8 учителей: Леонид Николаевич Шемякин, Николай Игнатьевич Пахомов, Анатолий Васильевич Абрамов, Михаил Петрович Крупенин, Афанасий Петрович Дорохов.

                   istoriiya-4.jpg  istoriya-5.jpg

istoriya-6.jpg

Из воспоминаний Крупенина Михаила Петровича:

В мае 1932 года по путевке Камчатского обкома комсомола я, только что окончив школу—семилетку в г. Петропавловске, был направлен на трехмесячные педагогические курсы. Накануне нам в обкоме объяснили, что на полуострове открываются общеобразовательные школы, но учителей для них нет, и мы, молодые люди с неполным средним образованием, должны стать учителями.

Программа занятий на педкурсах была очень напряженной, и к концу лета, получив документы об их окончании, меня, в числе семерых сокурсников, направляют в распоряжение Елизовского районо ‑ как учителя начальных классов. «Распределен» я был на работу в село Верхне—Камчатск, которое в то время входило в состав Елизовского района.

Остальные мои товарищи направлялись в Мильково и Шаромы.

Неделя путешествия пролетела незаметно. В Шаромах попрощались с приятелем В. И. Боковым — ему тут учительствовать. А вот и река Камчатка, на противоположной стороне которой Верхне—Камчатск. Моста через реку не было, переправлялись на батах, а лошадей перевели вплавь.

Попрощавшись с товарищами, я со своим проводником подъехал к дому, где размещались сельсовет и правление колхоза «Коммунар», зайдя в помещение, представился председателю Совета М. К. Нечаеву и председателю колхоза К.Д. Верещагину, сообщил, что прибыл на работу в качестве заведующего школой и учителя. После этого я сразу пошёл в школу. Школой был пятистенный дом размером семь на десять метров: классная комната и учительская квартира.

Отопление — русская печь. Большие окна, некрашеные полы. В классе 10 ветхих парт, маленькая классная доска, грубо сделанный деревянный шкаф, древние стол и табуретка. Вот и все школьное имущество.

К концу дня пришел колхозник Касьян Иннокентьевич Верещагин и пригласил меня на ужин. Так я у Верещагиных и стал столоваться. В оставшиеся до 1 сентября дни готовился к началу учебного года, продумывал свои первые уроки, составлял поурочные планы. В то время не имелось стабильных учебных программ, правда, планы работы на первое полугодие были нами составлены на курсах.

Школа готова к новому учебному году — все в ней было чисто вымыто. Правда, дрова в ту зиму должны были завезти только после того, как установится санный путь.

1 сентября 1932 года, в памятный для меня день, троекратный звон бывшего церковного колокола (размером с ведро), висевшего у школы, утром известил всё село о начале нового 1932-1933 учебного года. Занимались в две смены: с утра первый и третий классы, второй и четвертый после обеда. В школе Верхне—Камчатска оказались еще дореволюционные учебники по грамматике и арифметике (школа была открыта уже при Советской власти). Других пособий — никаких, как не было и тетрадей, и мела, и многого другого.

Забегая вперед, скажу, как выходил из этого положения. Уроки чтения я проводил брошюрками, детскими журналами, которые районо рассылало по школам. Писали на газетной бумаге: небольшое количество ее я привез с собой в Верхне—Камчатск. Вместо мела использовали белую глину.

Для освещения в вечернее время были жирники. Часто же готовиться к урокам мне приходилось при свете топящейся печи.

Верхне—Камчатск был маленьким селом — всего 20 домов, причем и домами—то можно было назвать лишь восемь строений, остальные — хатки‑четырехстенки. С первых же дней я активно включился в культурно—просветительную работу среди сельчан, которая велась, как тогда говорили, «через партийно-комсомольскую прослойку».

Организовали работу по ликвидации неграмотности среди взрослых: в Веркне—Кахчатске из 33 взрослых только 11 человек могли кое-как читать и считать. Поскольку избы—читальни в селе не было, вся эта культпросветработа проводилась в школе по вечерам.

После окончания первого полугодия я был переведен в Мильковскую начальную школу, где принял третий класс.

Так что в период образования нашего района, как самостоятельной административной единицы, я был уже мильковчанином и, как подобало комсомольцу, активно участвовал в общественной жизни села.

Нам, учителям, не имеющим законченного педагогического образования, вскоре была предоставлена возможность учиться заочно в Петропавловском педучилище, а в летние каникулы выезжать для сдачи зачетов. Там же стали действовать и курсы по повышению педагогической квалификации.

С 1936 года школы района стали переходить на работу по стабильным учебным программам.

В нашу школу был прислан патефон, большая по тем временам ценность — и несколько пластинок для проигрывания. Для проведения культпросветработы, на селе это стало большим подспорьем, люди собирались в школу по вечерам послушать музыку, потанцевать.

В районе много внимания уделялось развитию пионерского движения. Активными вожатыми юных пионеров были М.П. Крупенин, А.К. Косаткина, К.К. Нечаева (Крупенина), Л.П. Шишкина (Ворошилова).

К концу 30-х годов заметно развивались экономика и культура района. Расширилась сеть школ и культпросветучреждений, значительно прибавилось учителей, клубных работников.

Но начавшаяся война с гитлеровским фашизмом тяжелым бременем легла на всю нашу жизнь. Большинство мужчин из колхозных сел района ушли на фронт. Оставшиеся — старики, женщины, подростки — изо всех сил старались своим трудом приблизить победу над врагом. И хотя было много трудностей, не жаловались.

В конце войны мне довелось работать инструктором райкома партии, постоянно находиться в колхозах. Вспоминаю одну многодетную семью в Долиновке, где из взрослых была только мать. С председателем сельсовета Т. П. Потаповым случайно зашли к ним и остолбенели. Дети: мал-мала меньше — почти голые, кутаются в какую-то дряхлую ветошь. Вместо постели у них — большой фанерный ящик.

Стали расспрашивать мать: в чем дело? Оказывается, все, что было из одежды и постельных принадлежностей за четыре военных года износилось, изорвалось, а новое купить негде.

Я немедленно связался с секретарем райкома партии И.К. Беловым, рассказал о положении в этой семье. Меры были приняты самые срочные: нужным количеством мануфактуры эту семью рыбкооп снабдил.

Как все—таки хорошо, что все это — далекое прошлое, и как бы хотелось, чтобы военное лихолетье больше никогда не повторилось».

 

Сначала это была неполная средняя школа. Она насчитывала всего несколько десятков учеников. Но уже в 1938 году она стала средней школой. Первый выпуск десятиклассников состоялся в 1941 году. В военное время, когда многие ушли на фронт, Мильковская школа продолжала свою работу. Ребята не только учились, но и помогали, чем могли.

istoriya-7.jpg Приказом от 21 октября 1943 г. школа проводила на фронт своих первых учеников. Никто из них с войны не вернулся.

 

 

 

 

 

Из архивных газет тех лет.

 

Сентябрь 1942 года

 

«Бригада учащихся мальчиков 5 – 7 классов Мильковской средней школы работали в колхозе «Безбожник» на очистке площади после корчевки трактором. За 10 рабочих дней бригада произвела очистку на площади 7 га».

 

Октябрь 1942 года

 

«9 коллективных посылок, по числу классов отправила на фронт Мильковская средняя школа. Учащиеся 6 класса (кл. рук. товарищ Зырянова) любовно подготовили свою посылку. Девочки пошили шапки – ушанки и теплые рукавицы, сделали много носовых платков, кисетов. 3 «Б» класс (кл. рук. товарищ Тушковская). Ребята принесли белье, полотенца, махорку, белый материал, много различных вещей личного потребления».

Декабрь 1942 года:

«Учащиеся Мильковской средней школы решили отправить в новогодний подарок бойцам, посылку со сдобными сухарями. С этой целью они 2 дня не пользовались буфетом и 1000 булочек посушены на сухари. Также пионеры собрали деньги и талоны промтоварных карточек, чтобы купить материал для пошива теплых рукавиц и шапок, кисетов и носовых платков».

1947 год: средняя школа размещалась в длинном деревянном здании на берегу реки Антоновка. В школе насчитывалось 240 учеников.

 

Из воспоминаний Колесовой Галины Васильевны:

«В 1947 году, после окончания пединститута, меня направили работать на Камчатку. Камчатка тогда входила в Хабаровский край. Из Владивостока до Хабаровска ехала на судне «Двина» с заходом на Сахалин 12 суток. В Петропавловске получила направление в Мильковскую школу.

Летела на 2-х местном самолёт- «кукурузнике», где не было окон, поэтому меня привязали верёвкой для страховки, чтобы во время качки не вылетела в окошко.

До Милькова летели около 2-х часов. Сразу пошла в РОНО, аппарат которого состоял из 3 - к человек.

Зав РОНО - Плавский Вацлав Иосифович, Инспектор - Плотников Иван Никандрович, Колесов Павел Матвеевич - бухгалтер на все школы Мильковского района.

Школа находилась на берегу реки в деревянном здании барачного типа. Узкий тёмный коридор, 5 классных комнат, маленькая учительская. Занимались в 2 смены. Директором школы был Абрамов Анатолий Васильевич. Коллектив состоял из 20 учителей. С высшим образованием было трое.

Мы, учителя, вели на селе большую общественную работу, проводили беседы, читали лекции, были агитаторами и пропагандистами.

Никогда не забуду, как меня возили на собачках читать лекцию о Камчатке в Верхне-Камчатск. 10 собак, запряжённых в нарту, впереди - вожак. Нарта представляла узкое деревянное корыто, впереди сидит каюр с шестом, управляет собаками, подавая команду «вперёд», «направо», «налево». Шоссейной дороги не было, был собачий транспорт. Электричества не было, на уроки русского языка и математики давали керосиновую лампу, а нам, предметникам - одну свечку, которая стояла на столе. Войдёшь в класс - учащихся не видно, темно. Внимательно посмотришь - ученик сидел на второй парте, через некоторое время сидит уже на последней, стреляет из рогатки. Учащиеся были переростки, дисциплины не было.

Если ученик что-то натворит, он обязательно извинится и попросит прощения. Учащиеся отличались вежливостью, на улице всегда здоровались, при этом мальчики снимали головной убор. В общественных местах уступали место старшим. В первые годы моей педагогической работы были неудачи и разочарования, я хотела уходить с работы, но потом решила изменить стиль работы. Готовясь к урокам, я стала подбирать дополнительный материал, причём самый интересный. Например, проходим географию гор, я рассказываю ребятам о каком-нибудь путешествии в горы, с приключениями. При изучении рек и озёр, рассказываю, как американская спортсменка решила переплыть Ниагарский водопад. Для наглядности учащиеся стали выпиливать лобзиком контуры географических объектов - моря, озёра, острова, полуострова применяя занимательные вопросы, географические загадки, шарады, анаграммы, у учащихся появился интерес к предмету, они полюбили географическую карту.

Мой опыт работы заметил коллектив, меня вызвал институт усовершенствования учителей Петропавловска делиться опытом работы. Вскоре, я получила награду».

istoriya-9.jpg 1955 год

Маленькое деревянное здание напротив РОНО с печным отоплением. В этом здании учились ребята начальной школы.

istoriya-10.jpg

  istoriya-11.jpg

 В 60 годы при школе был открыт интернат, где обучались и воспитывались дети из сел Долиновка, Шаромы, Таежное.

istoriya-12.jpg

С 1974 года школа перешла в новое деревянное, более просторное здание, и была переименована в Мильковскую среднюю школу № 1.

istoriya-14.jpg  istoriya-13.jpg

 

Из газет тех лет.

Статья Ивановой В., старшей вожатой школы № 1.

«В нашей дружине проходит операция «Пионерская слава Камчатки». Мы собираем материал о пионерских вожатых, которые сейчас живут и работают в районном центре. О некоторых из них и хочется рассказать.

Александра Андреевна Болотова учительница начальных классов нашей школы. Она награждена за свою работу Почетными грамотами райкома КПСС и райисполкома, Министерства просвещения СССР, знаком «Отличник просвещения». По окончании Петропавловского педагогического училища Александра Андреевна работала два года старшей вожатой в с. Каменское Пенжинского района. Что ей особенно запомнилось это пионерские сборы, трудовые десанты, во время которых пионеры собирали ягоды, заготавливали дрова для интерната, ставили концерты художественной самодеятельности. Сама же Александра Андреевна вела еще и хоровой кружок.

Анна Фёдоровна Тебенькова, еще учась в седьмом классе, на лето выезжала работать отрядной вожатой в пионерский лагерь «Чайка», который расположен недалеко от г. Новокузнецка Кемеровской области. Лагерь этот круглогодичный, в нем отдыхало в то время 1200 детей. С удовольствием вспоминает она и сейчас «день лесовика». В этот день ребята наряжались в костюмы сказочных жителей леса кикиморы, лешего, Бабы-яги и другие. Награды делали своими руками - это были медали из глины. Интересно проходили конкурсы поделок и букетов. Не мог не запомниться и большой двухдневный праздник «Знакомьтесь, это мы» В нем участвовали воспитатели и вожатые. А как интересно было искать полдник, который вдруг «украли звери»! Сколько смеха, шуток, выдумки было на ярмарке, где Анна Федоровна играла роль Цыганки...

С 1979 по 1982 год Анна Федоровна работала в Мильковской средней школе N 1 старшей вожатой. Пионерская дружина школы в эти годы являлась правофланговой. Старшая вожатая в 1981 году была направлена в Москву на всесоюзный семинар. За свою работу Анна Федоровна награждена грамотами ЦК ВЛКСМ и обкома ВЛКСМ. Сейчас она работает в группе продленного дня для первых классов, учится заочно в Петропавловском пединституте.

Ирина Терентьевна Галаева родилась и выросла в Мильково. Уже в школьные годы полюбила она трудную и интересную работу вожатой.

В 1972 году получила путевку в пионерлагерь «Орленок». В том же году в этом пионерлагере проходил фестиваль дружбы народов, приезжал ансамбль имени Локтева, запомнились традиции «Орленка», и когда Ирина вернулась домой, то и в своем отряде старалась привить некоторые из них.

После школы Ирина Терентьевна осталась в Мильково и стала работать старшей вожатой в восьмилетней школе (ныне средняя школа N 2).

- Что особенно памятно, так это тесная взаимосвязь пионеров и комсомольцев школы, связь трех поколений, говорит Ирина Терентьевна.

Интересной в то время была работа с шефами из ПМК-473 пионеров и комсомольцев школы. Вместе проводили праздники в школе, передавали эстафеты ударных дел. Многие, наверное, помнят карнавалы литературных героев, проводимые совместно с библиотекарем Риммой Степановной Федоровой. Увлекала ребят и игра на местности. За это время Ирина Терентьевна закончила Петропавловский пединститут и сейчас работает в группе продленного дня для пятых классов. Ведет большую и интересную работу в отряде ЮДПД. И в том, что наша дружина на соревнованиях юных пожарников занимает в области первое место, немалая заслуга И. Т. Галаевой.

 

В 1981 году было построено современное здание на 1076 мест. Первого сентября 1981 года директору МСШ №-1 Леониду Дмитриевичу Потапову был вручен символический ключ от нового здания школы.

 

Прозвенел первый звонок и учебные кабинеты заполнили школьники.

 

15.jpg.jpgИз воспоминаний Потапова Леонида Дмитриевича:

Специально ездили в г. Елизово посмотреть на их школы, приглянулась нам школа на 1126 учеников. Решили такую же строить в Мильково, но и включить ещё кабинетную систему. Необходимо было строить спортивный зал – построили, ещё сделали тир, спортивный комплекс, оборудовали кабинеты. Гордостью школы было оборудование кабинетов английского языка ленкофон. В 1981 год начали уже в новой школе. Вначале в школе обучалось – 1200 учеников, затем дошло до 1600 человек, занимались в 2 смены. Был как то выпуск 100 человек.

 

В школе на те времена был очень дружный коллектив, да и ребята были добрые и отзывчивые. Школьники вместе с педагогами очень тесно сотрудничали с ПМК, начальником, которого был Зорин Анатолий Филиппович. Вместе разработали проект по озеленению школы. Сначала в планах были маленькие кустики, но мы с ребятами на свой риск и страх посадили сосны, тополя и берёзки. Много труда было вложено в это дело, сами ездили за саженцами, бурили лунки, садили.

 

Жизнь, по-моему, очень изменилась с тех пор, учителя говорят, что намного труднее стало работать с детьми, у детей стало более потребительское отношение к жизни.

 

Сейчас мне 70 лет, прохожу медицинский осмотр для продления водительского удостоверения. Когда пришёл в больницу все удивились, что там нет моей медицинской карты и всё это благодаря спорту, я никогда не курил, занимался спортом, охотой.

«Результат работы учителя, есть тогда, когда тебя помнят» - сказал Леонид Дмитриевич в конце нашей беседы.

 16.jpg.jpg

Из газет прошлых лет:

«Прочитали ребята школы в журнале «Пионер» № 10 за 1983 год обращение Всесоюзного штаба ко всем комсомольцам, пионерам и октябрятам с предложением начать операцию «Сад Мира». И решили на совете дружины им. Саши Чекалина каждому пионеру посадить у школы дерево в память о тех, кто не вернулся с войны, а лучшим октябрятам поручили заложить аллею в честь ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в райцентре.

О каждом дереве, посаженном в этой необычной аллее, ребята сообщат ветеранам. На молодых деревцах появятся таблички с именами тех, в честь кого они посажены. И затем на протяжении всех лет учебы в школе ребята будут ухаживать за деревцами, оберегая память о тех, кто добыл для них желанный мир.

Уже более 100 саженцев деревьев, 50 кустарников перекочевало на территорию школы, образуя ровные аллеи из берез и тополей, осин и черемухи, кустов шиповника. Нелегко приходится ребятам: они сами и выкапывают саженцы, грузят их на машину, роют лунки в утрамбованной гравийной почве. И, тем не менее, никто не жалуется и не хнычет».

 17.jpg.jpg Выросли тополя у школы

В 1986 году скомплектовано 8 первых классов. В 80 – 90 годах в школе обучалось до 1650 детей, а сейчас - 438 человек.

Из воспоминаний Л.И. Кинбург – директора школы.

«1990 - 1991 учебный год — был юбилейным для коллектива учащихся и учителей Мильковской средней школы № 1.

Школьная реформа позволила ввести и пятидневкy, и разноуровневые программы, учебные планы «по выбору», и внедрение передовых, нетрадиционных форм уроков и итогового контроля, и многое другое

Но самое важное — школа сохранила одну главную тенденцию — идти на тесное содружество учителей, учеников, родителей. И результатом всего стал совместный орган соуправления - школьный совет, проводились общие школьные конференции, как высший орган школы, традиционные дни школы и многое другое. В этом же году 10 выпускников окончили школу с серебряной медалью»

Вот уже больше четверти века распахивает двери своим ученикам Мильковская средняя общеобразовательная школа № 1.

 

Наша школа славится своими учениками-медалистами. Только с 1986 года с серебряной медалью её окончили 48 человек.

Школа сильна своими учителями. Здесь всегда работают люди увлечённые, преданные своему делу.

Первым директором нового здания был Леонид Дмитриевич Потапов, человек хлопотливый, заботливый, чуткий. Подхватил эстафету руководства школой Константин Леонтьевич Чайка, строгий, неподкупный, настоящий юрист, кем он и стал в дальнейшем.

Огромный след в истории школы оставила Людмила Ивановна Кинбург, строгая, но справедливая, умеющая оценить всё хорошее, что было в коллективе. Она была первым выборным директором школы

          На смену ей пришла Татьяна Алексеевна Аверина, а после её отъезда Ирина Викторовна Тяпкина встала у руля и по-новому, молодым и свежим взглядом окинув её, повела вперёд школьный корабль.

Мы благодарны нашим учителям-ветеранам. Ваш опыт, переданный когда-то молодым, помогает во всех делах. Спасибо вам за ваш самоотверженный труд, милые наши, славные Галина Васильевна Колесова, Прасковья Ивановна Шестакова, Раиса Александровна Алеева, Татьяна Васильевна Михайлова, Валентина Олимпиевна Дресвянникова, Евдокия Петровна Звоник, Галина Тимофеевна Дмитриева, Иван Иванович Лазебник.

 

Не можем не вспомнить и добрых славных людей, что были когда-то рядом с нами. Это Александра Петровна Мельникова, Иван Тимофеевич Горовой, Виктор Иванович Вечканов, Екатерина Захаровна Сабурова, Матрёна Дмитриева Каратаевская, Идея Александровна Пархачёва, Александра Ивановна Родина, Алла Васильевна Соловьёва, Эмилия Боросовна Корытова, Татьяна Васильевна Акентьева, Леонид Борисович Курсаков, Евдокия Васильевна Крупенина, Валентина Гавриловна Филимонова, Казимир Антонович Карлинский, Антонина Александровна Буткан, Софья Михайловна Назарова.

А жизнь продолжается. Вот уже больше 25 лет бессменными хранителями школьного очага являются учителя, работающие со дня основания этого здания. В настоящее время в школе трудится 51 учитель, из них: 3 – имеют высшую квалификационную категорию, 24человека – первую.

В школе трудится Заслуженный учитель Российской Федерации: Светлана Германовна Архипова.

 

В школе 20 Почётных работников общего образования и отличников просвещения. 15 учителей награждены Почётными грамотами Министерства образования. В 2007 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. В этом же году Анна Макаровна Ковшарёва стала победительницей конкурса лучших учителей России.

Forward